Праматерь Рахиль

Рахиль — младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина.

Согласно Священному Писанию, Рахиль «красива станом и красива лицом» (Быт. 29:17). Иаков полюбил её с первого взгляда и не чаял в ней души, в отличие от Лии, которая была «слаба глазами» (Быт. 29:30). Одно лишь омрачало счастливый союз Иакова и Рахили: она долго не могла зачать ребёнка, тогда как Лия рожала детей Иакову. Рахиль печалилась и завидовала Лии. Отчаявшись, Рахиль приняла решение отдать мужу свою служанку Билху сказав, что «Она родит мне на колени, и её дети будут моими». Рождённых впоследствии Билхой Дана и Нафтали Рахиль действительно принимала как своих собственных сыновей (Быт., 30:1–8).

Через длительное время, Рахиль смогла зачать и родить сына, молвив: «Снял Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст мне и другого сына» (Быт., 30:23–24).

Бог действительно дал другого сына, но забрал саму Рахиль.

Рахиль скончалась во время рождения своего второго сына на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме.

Умирая, она дала младенцу имя Бен-Они («сын моего страдания»), но Иаков в итоге назвал его Вениамин («счастливый сын»). Иаков похоронил Рахиль там, где она умерла — у дороги, и памятником ей служили 12 камней, сложенные небольшим холмом на её могиле. (Быт., 35:16–21; ср. 48:7).

Иаков предвидел, как изгнанные в Вавилонию пройдут по этой дороге, мимо ее могилы, и Рахиль будет молить Бога о милости над ними.

Упоминания о могиле Рахили у Бет-Лехема встречаются у раннехристианских писателей (например, у Евсевия). 

Вениамин из Туделы (около 1170 г.) и другие еврейские путешественники пишут о надгробии из дюжины камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а самый большой камень на них водрузил сам Иаков.

Многие поколения двенадцати колен Израилевых чтили память святой праматери Рахили. Жители и старейшины Вифлеема, давая свое благословение на брак Вооза с Руфью, желали им такого благословения Божия, какое дали Израилю Рахиль и Лия (Руф., 4:11).

Пророк Иеремия, показывая беды и захват Иудеев в плен, обозначает именно Рахиль праматерью Израильтян, осиротевшею и не желающей утешиться о сынах своих, ибо их нет (Иер., 31:15). А евангелист Матфей, чувствия в этом образ избиения Иродом Вифлеемских младенцев, еще раз подчеркивает предначертание пророка, потому что дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как праматерь их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф., 2:18).

Церковь почитает святого Иакова праотцом, а сестёр, ставших женами его – Лию и Рахиль — праматерями. Описывает их как людей благочестивых и сделавших много добра, в итоге причисленных к лику святых Церковью.